11 сентября - Весероссийский день трезвости

Предлагаем вниманию читателей сайта статью, составленную руководителем общества трезвости при Свято-Казанском храме, врачом-наркологом Соловьевой Еленой Викторовной, которая рассказывает об истории возникновения, цели и значении Дня трезвости в современном обществе.

В 1911 году в Петербурге группой трезвенников, имевших православноохранительные взгляды, был создан Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников (ВТСХТ, Союз). Девиз ВТСХТ – «В трезвости – счастье народа». И в этот же год в Петербурге впервые были проведены городские «Дни трезвости» - 28-29 сентября.
В 1913 году, с благословения Первенствующего члена Старейшего Синода, митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Владимира, праздник прошел 28-29 апреля, через две недели после Пасхи, и носил светский характер, хотя Церковь принимала в нем самое активное участие. 31 марта 1914 года определением Святейшего Синода за N2481 и праздновался 29 августа (по Церковному календарю) – 11 сентября (по современному гражданскому), в день, когда Церковь воспоминает Усекновение Главы Иоанна Предтечи.

На время праздника были закрыты казенные винные лавки и запрещена продажа алкогольных изделий. Во всех православных храмах столицы читалось составленное Советом Союза воззвание о значении и цели Праздника трезвости.

В Казани в 1914 году губернатор предложил в дополнение крестным ходам и чтениям обратиться к командующему войсками с просьбой о присутствии на Ивановской площади воинских частей и военного оркестра, городским властям обеспечить иллюминацию городских зданий и украсить флагами, а также откупить кинематограф в Пассаже для бесплатного показа картин о вреде пьянства; выделить из бюджета Попечительства на проведение праздника 500 рублей.

День почитания Иоанн Креститель был выбран не случайно днем трезвения. Иоанн Креститель или Предтеча (Предшествующий) был назван  Самим Иисусом Христом «большим, из рожденных женами». И действительно этот святой явился родоначальником всех форм христианского подвижничества. Он и последний пророк – и первый апостол, он – строитель церковных Таинств Крещения и Покаяния, и - первый монах-пустынник. Его жизнь закончилась мученически, но даже убивший его почитал его за праведника. А первая похвала будущему Предтече Христову звучит еще до его рождения, когда Архангел Гавриил говорит его отцу – священнику Захарии, что « он будет велик пред Господом, не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1, 15). А вот кончина земного пути величайшего праведника: Иоанн Креститель был заточен темницу, за то, что обличал явное беззаконие царя Ирода Агриппы. А во время празднования дня рождения Ирода, когда опьяненный царь потерял контроль над собой – он по пьяной прихоти и в угоду «блудной плясавице» казнил Иоанна. (Мф. 14, Мк. 6,). Потому и почитается Иоанн Креститель как покровитель трезвого образа жизни.

Немного странно слышать то, что Православная церковь установила такой праздник – День Трезвости. Ведь вообще-то христианам разрешается употреблять вино, тем более, что и в Библии о нем написано много хорошего?  

Также в Библии не мало написано о вине и негативного. Обратим внимание, что Господь вина не создавал. Оно было неизвестно Адаму и Еве. Ной и его потомки получили Божией благословение на вкушение мясной пищи, но на производство вина и его употребление благословения не было! Люди сами СЛУЧАЙНО произвели вино. Впервые вино упоминается в Библии в 9 главе Книги Бытие. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил от вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре» (Быт.9; 20) Далее следует грех Хама и разделение в семье.

В Священном Писании, это не единичный случай того, какие страшные грехи совершались под действием алкоголя. Например, Лот, упившись вином, совершил грех кровосмешения, и он сам не знал, как это произошло. (Быт. 19. 30-35). Олоферн любовался на Иудифь и пил много вина, сколько не пил никогда, ни в один день от рождения. Выражаясь фигурально, грозный и осторожный Олоферн, потерял голову на пиру, чтобы потом потерять ее буквально. Когда отягощенный вином он спал в своем шатре, Иудифь сняла ему голову с плеч его же собственным мечом. (Иудифь, 13,1-9)

А вот слова премудрого Соломона: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23. 32).

Ветхий Завет прекрасно знает, что такое вино и знает, какая опасность заключена в нем и предупреждает о ней.

Еще строже к винопитию относится Новый Завет: Строго звучат слова Апостола Павла, предупреждающие христиан от пьянства: "Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Римл.14,21), «не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Еф.5,18) и совсем грозно:

« Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». (1 Кор. 6; 10).

Таким образом можно сделать вывод, что Священное Писание если и говорит где-то о вине в поэтическо-символическом значении не осуждающе, то пьянство отвергает категорически.

А как быть с церковной практикой? Ведь в Православной Церкви также используется вино при причащении, при венчании… Да. В церковной практике действительно используется красное виноградное вино и в первую очередь – в Таинстве Святого Причащения, где оно, по слову Спасителя, прилагается в Кровь Христову.

И не вино, а именно Причастие должно стать источником радости для христианина в Новозаветное время. Прекрасно об этом сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Отчего происходит жажда к вину? Оттого, что христиане не имеют в сердце спасительной Божией благодати; оттого, что не жаждут своего вечного спасения, а по обольщению врага и собственному невниманию пренебрегают им как чем-то маловажным. Жажда божественной благодати, жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина и вообще чувственных удовольствий, как представление жажды вечных сладостей на небесах отнимало у святых охоту к земным сладостям».

В церковной практике вино кроме Святого Причащения вино используется еще в таинствах Соборования и Венчания, а также в великие праздники вино благословляется вместе с хлебом, пшеницей и елеем. Во всех случаях оно играет важную символическую роль, и не в коем случае не является причиной пьянства. В этом сокрыта определенная мудрость. Дело в том, что не само вино плохо – плохо то, как к нему относиться и как его использует человек. Очень просто разбить бутылку, вырубить виноградник, запретить продажу спиртного, но гораздо важнее воспитать человека убежденным трезвенником. И в этом – одна из главных миссий Православной Церкви.

Потому в практике Православной Церкви используется в малых количествах красное виноградное вино, но, ни церковный устав – Типикон, ни богослужебные указания не знают случаев, чтобы благословлялась водка, коньяк, шампанское или хуже того – «трояр», «антилед», самогон.

А как быть с таким утверждением, что на Руси всегда пили?

На самом деле миф о повально- традиционном русском пьянстве давно уже развенчан. Запойные алкоголики, которыми кто-то пытается представить наших дедов и прадедов, не смогли бы пережить ту Историю и создать ту Культуру имя которой РОССИЯ!

Исторические факты позволяют убедиться в том, что до 18 века Русь была в основном трезвой страной, а пьянство искусственно насаждается только с эпохи Петра 1, а в народе начинает распространяться фактически в 19 веке. Еще в середине 20 века в Советском Союзе пили гораздо меньше, чем в Англии, Франции и Германии. Однако с пятидесятых годов потребление спиртного начинает расти катастрофически.

В 70 годы алкоголизация достигает критического уровня – более 8 литров спирта на душу населения. При таких масштабах вакханалии начинается вырождение народа. В 80 – количество растет катастрофически. Затем – 85 – 87 годы – некий спад, но следом - безобразное пьянство девяностых и двухтысячных. Сегодня даже невозможно сказать, сколько точно в России пьют По некоторым оценкам на каждого человека приходится более двадцати литров чистого спирта. И не нужно быть пророком, чтобы понять, что, если такое пьянство продолжится и дальше – скоро от России не останется даже воспоминаний.

То, что пить спиртное не просто вредно, но смертельно – ясно многим. Почти всем. И тем не менее люди пьют спиртное. Почему?

Есть несколько простых причин пьянства.

Первая: Как известно, человек приходит в этот мир трезвенником. Но в процессе воспитания ему прививается ложная установка, что он обязан пить. Взрослея, он знакомиться со спиртным. Вначале теоретически, затем практически. При этом предлагается выбор: или ты научишься пить культурно, или – будешь пьяница, алкоголик, нехороший человек. Т.е. нашему современнику, особенно младшему даже мысли о трезвости не предлагается.  А кто хочет быть не хорошим человеком? – никто. Поэтому все начинают учиться пить культурно. Но вот в чем парадокс: чем упорнее и интенсивнее он учатся, тем меньше остается культуры. Самое страшное то, что в данном случае человек попадает в круговорот: понимая, что он что-то делает не то, - сам остановить этот процесс не может. Потому что вокруг него тоже люди выпивающие. Еще не алкоголики и пьяницы, но уже психологически зависимые. Люди, которые не представляют без выпивки дружеского общения, развлечений и утешений. И, порой, рад бы не пить – так ведь не поймут, уважать не станут. И вот так человек проходит путь от БЫВШЕГО ТРЕЗВЕННИКА до АЛКОГОЛИКА.

Вторая причина является логическим продолжением первой. К сожалению, сегодня алкоголь доступен как никогда, и, несмотря на то, что он является наркотическим веществом, в обществе бытует отношение к нему, как к безобидному пищевому продукту. А любой наркотик – обманщик по природе. Человек опьяненный не видит реальной опасности своего состояния.

И, наконец, третья причина заключается в том, что нам кто-то умудрился внушить, что такие глобальные проблемы, как всенародное пьянство должны решаться в глобальном масштабе. Вот кто-то должен принять решение, издать указы, запретить продавать – и тогда все перестанут пить! Конечно, с помощью государства и всего общества было бы легче утверждать трезвость, но именно только с помощью! А первоначальный выбор должен быть за самим человеком. И сегодняшнюю беседу мне хотелось бы закончить словами выдающегося подвижника -Святителя Тихона Задонского:

"Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах крестинах; не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так и помоги нам Бог».

настоящее время мы имеет современный опыт:

В Твери 11 сентября 2005 года – День трезвости был не простым, а авиационным.

«Праздник трезвости - 2006» (Республика Татарстан).
3 июня 2007 года в Каменске-Уральском официально отмечался праздник дня трезвости.
Церковный праздник трезвости. Екатеринбург, 11 сентября 2007 г.

I Областной день трезвости – 13 сентября 2008 года (Свердловская область).
В 2008 году с 8 по 13 сентября была организована работа «горячей» линии по вопросам профилактики курения и алкоголизма среди населения на базе – Свердловского областного клинического психоневрологического госпиталя для ветеранов войн, МУЗ «Белоярская ЦРБ», диспансерного наркологического отделения ГУЗ СО «Психиатрическая больница № 7» г. Н. Тагил. Проведено 9 спортивных мероприятий на территории реабилитационного центра п. Пильный, парка «Бондина» г. Н. Тагил, во всех учебных заведениях г. Верхотурье, Алапаевск, Н. Серьги. Управлением здравоохранения администрации города Екатеринбург организована и проведена адресная рассылка информационных писем, буклетов и плакатов на 10 промышленных предприятиях города Екатеринбурга. В г. Серов участковой службой МУЗ городская поликлиника № 1 проведена работа в социально-неблагополучных семьях на терапевтических участках. Проведен урок в детской художественной школе «Вредные привычки глазами детей» с последующей организацией выставки в фойе поликлиники МГБ № 1. С участием нарколога проводилась учеба с сотрудниками УВД о клинике наркомании и алкоголизма.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что «основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных и наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров». Удаление нашего народа от традиций духовно-нравственной жизни способствует усугублению пьянства. Церковь накопила богатейший и многовековой опыт преображения человека и избавления его от греховных пристрастий. В царской России была выстроена комплексная система воспитания народа в духе трезвости, когда, начиная со второй половины XIX века, была поднята проблема воспитания трезвости в юношестве. Трезвость при этом рассматривалась не только как отказ от опьяняющих напитков, а как стремление к нравственным идеалам. В наши дни мы приходим к необходимости использовать, преобразуя и совершенствуя, тот опыт трезвенного просвещения, который издавна существовал в России, для утверждения трезвости как нормы жизни общества, как основы духовно-нравственного воспитания народа. Сегодня мы должны понимать, какая ответственность лежит на каждом из нас. Личный пример, работа Церкви в трезвенном просвещении общества и ограничительные меры

Одна из причин сегодняшней ситуации - это равнодушие нас взрослых, мы спокойно проходим мимо курящих, пьющих и нецензурно выражающихся подростков и детей. Равнодушно наблюдаем, как развращается наша молодежь посредством рекламы, но воспитание детей - это обязанность не только государства, но прямая обязанность каждого гражданина нашего общества. Отсутствие у нашего народа нравственных ориентиров: верных понятий о нравственности, целомудрии, правде, справедливости, любви, добре, приводит к тому, что в обществе начинают процветать пьянство, разврат, наркомания, преступность.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече в июле этого года с общественностью города Одессы сказал: «Церковь несет ответственность за все».

Есть одно интересное совпадение: этот же день, 11 сентября, в нашей стране отмечается еще и как День трезвости. Отмечается, увы, далеко не всеми, поскольку трезвость пока еще не относится к общепризнанным российским добродетелям. Но как нужно нам всем – христианам, мусульманам, атеистам, буддистам и т.д. – понять: только трезвость и ее главные составляющие – здравомыслие, терпение и осторожность (особенно в обращении с различными опасными предметами) – могут противостоять массовому возбуждению, от чего бы оно ни исходило – от вина, запальчивых речей или действий, подобных сожжению священной книги, в которой, кстати говоря, тоже содержится призыв к трезвости.

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация