1-й Всероссийский съезд православных врачей

Совсем недавно в городе Белгород прошёл 1-й Всероссийский съезд православных врачей, на котором работники различных медицинских учреждений являясь православными по вероисповеданию людьми пытались осмыслить статус и миссию православного врача в современной мире, его отношения к вопросам биоэтики и православного понимания своего служения людям. Делегатом от Ростовской-на-Дону епархии на этом важном  мероприятии был руководитель епархиального отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями, настоятель Свято-Казанского прихода, иерей Димитрий Соболевский, беседу с которым мы предлагаем вниманию читателей.

Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, об обществе православных врачей и о недавно созданном епархиальном отделе по взаимодействию с медицинскими учреждениями, руководителем которого Вы являетесь?
Уже несколько в Ростовской епархии действует общество православных врачей. Сложились достаточно хорошие взаимоотношения с Министерством зравоохранения Ростовской области и целым рядом медицинских учреждений. В связи с чем было принято решение о создании отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями при Ростовской епархии. Это произошло в марте 2007 года по благословению Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона. Мне было поручено руководство этого отдела.
Деятельность отдела заключается в координации взаимоотношений между православной Церковью и различными медицинскими учреждениями как на епархиальном, так и на приходском уровне. Одна из главных задач, которая стоит перед отделом это содействие в создании молитвенных комнат или даже часовен и храмов при тех или иных медицинских учреждениях: больницах, родильных домах и др. Прецеденты уже есть. Храм великомученика Пантелеимона на территории Ростовского онкологического института, часовня при железнодорожной больнице, в некоторых роддомах так же существуют молитвенные комнаты. К каждому из этих медицинских учреждений назначен священник, который занимается духовным окормлением людей, а также находится в контакте с руководством больницы.
Сейчас в нашем городе проходит строительство частного родильного дома европейского уровня, руководство которого так же изъявило желание построить часовню. Сейчас наш отдел занимается её созданием.
Помимо содействия медицинским учреждениям в устроении молитвенных комнат, часовен, храмов на их территории, какие задачи стоят перед отделом, что является приоритетным в его деятельности?
Не менее важной формой деятельности отдела является духовное окормление работников медицинских учреждений. Почти на каждом приходе есть врачи, медсёстры, которые желают осмыслить своё служение как православное и реализовывать свою профессиональную деятельность в согласии с православным вероучением. Такие люди приходят в епархию и мы сами всячески стремимся наладить с ними контакт, потому что тема взаимодействия врачебного искусства и православной духовности является актуальной всегда. В настоящее время целая группа вопросов, связанных с биоэтикой, остро встаёт перед каждым практикующим врачом и чёткое представление о том, как Церковь смотрит на эти вещи, является просто необходимым для осуществления каждым православным врачом своей профессиональной деятельности. К этим вопросам относятся такие темы как клонирование человека, эвтаназия, экстракорпоральное оплодотворение, аборты – всё это очень важные проблемы жизни современного общества, с которыми врачи сталкиваются в своей повседневной медицинской практике и каждый из этих вопросов должен получить очень чёткий и ясный православный ответ. И здесь перед Церковью стоит глобальная задача духовного просвещения медицинских работников, детальное донесение до их сознание тех разделов «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых даются подробные ответы на выше вопросы биоэтики.
Ещё одной важной просветительской задачей, стоящей перед Церковью в этой области является забота об искоренении различных псевдодуховных явлений в области современной российской медицины. Важность такого духовного просвещения обосновывается повальным увлечением медицинских работников теми или иными оккультными практиками. Мы признаём свободу действий человека и возможность для него заниматься чем угодно даже и шаманскими практиками и какой угодно эзотерикой, но он не должен смешивать свою профессиональную медицинскую деятельность на базе официальной научной медицины с деятельностью оккультной и псевдонаучной, что является откровенным  правонарушением и искажением врачебной этики.
Существенной формой деятельности отдела является сотрудничество с Ростовским государственным медицинским институтом. Три года назад было заключено соглашение о сотрудничестве между Ростовским государственным медицинским университетом и Ростовской епархией. В течение этого времени я постоянно принимаю участие в различных конференциях, провожу встречи со студенчеством. Меня приглашают на различные медицинские форумы, которые часто проходят в нашем городе.
Отец Димитрий, недавно Вы вернулись с 1-го Всероссийского съезда православных врачей. Расскажите об этом событии.
Необходимость созыва такого вот симпозиума назрела уже давно. На Ежегодных рождественских чтениях, проходящих в г. Москве, постоянно действовали секции, на которых обсуждались вопросы взаимодействия Церкви и медицинских учреждений. Кроме того, количество православных врачей растёт, всё больше медицинских работников становится церковными людьми. И эти факторы явились основанием для создания Всероссийского общества православных врачей. Здесь стоит отметить, что наша епархия вилась пионером в создании епархиального отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями, потому даже в Москве такой отдел ещё не создан. В настоящее время в Московской Патриархии этими проблемами занимается отдел по социальному служению и благотворительности, который возглавляет митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
Организацией съезда занимался именно этот отдел. Съезд прошёл на очень высоком уровне. Для проведения съезда был выбран Белгород. Это не случайно. В этом городе существует уникальная симфония светской и церковной власти. Епархия работает в очень тесном контакте с городской думой и областной администрацией. Губернатор области поддерживает многие начинания Церкви. И это единство власти приносит свои благие плоды. Из выступления губернатора области и председателя городской думы было видно, что это действительно православные люди, радеющие за духовное возрождение нашей страны.

В работе съезда участвовали представители 52 регионов. Оплату проезда, размещение и проживание участников съезда взял на себя отдел по социальному служению и благотворительности МП РПЦ. Особо стоит отметить присутствие среди медицинских работников, приехавших на этот съезд, священнослужителей-врачей, каковых как оказалось в нашей Церкви не мало. Многие из них продолжают быть практикующими врачами и после принятия священного сана, совмещая пастырскую деятельность с официальной работой в медицинских учреждениях.
Учитывая, что этот съезд является первым всероссийским собранием православных врачей, то уместно предположить, что вопросы поставленные и решаемые на нём связаны с концептуальным осмыслением взаимодействия Церкви и медицины. В чём именно участники съезда видели реализацию этой непростой, но столь актуальной задачи?
Да, бесспорно, речь шла именно о самых насущных и общих вопросах. Делегаты съезда понимали, что мы не занимаемся попыткой создания некой альтернативной модели официальной медицине. И здесь самым существенным предстаёт понимание того, кем же является православный врач, каким образом православное вероисповедание накладывает своё отпечаток на профессиональную деятельность медицинского работника и как он сам должен определять себя в этой перспективе? Несмотря на сложность разрешения поставленных вопросов, попытка очертить контуры и первые шаги в их решении были сделаны.

Как уже было сказано, православная медицина это не альтернативная медицина, создав которую православное сообщество замкнулось бы в неком «гетто». Конечно же, это не так. Говоря о православии, участники съезда не раз подчёркивали необходимость, духовного просвещения медицинских работников, их пастырского окормления и формирования ясного представления о вопросах биоэтики и православного вероучения. Знание ответов на эти вопросы даст ясное представление об духовной ориентации православного врача в совершении своего служения людям, не выходя за нравственно-канонические границы веры. Это, по сути, главная тема работы съезда и вся совокупность докладов была в основном посвящена ей.
Символичным является тот факт, что работа съезда проходила под молитвенным покровом свт. Луки (Войно-Ясенецкого) – великого святого ХХ века, совмещавшего епископское служение с хирургической практикой. Имя этого святого занимает особое место не только в церковной истории ХХ века, но так же и в истории нашей страны в целом. Уникальный случай получения свт. Лукой сталинской премии за труды по гнойной хирургии свидетельствует о бесспорном медицинском даровании владыки и величии его служения ближним. Труды и обстоятельства жизни свт. Луки во многом остаются ещё мало изученными. Наряду с этим, многие его работы до сих пор не потеряли актуальности и продолжают изучаться в медицинских учебных заведениях.
В первый день работы съезда было сделано несколько прекрасных докладов. Среди выступавших были академики Российской Академии медицинских наук, в частности, академик Чучалин сделал прекрасный доклад о научном наследии свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Ведь судьба святителя Луки, его духовный путь уникальный. Интересные доклады были у председателей обществ православных врачей Москвы и Санкт-Петербурга, профессора Недоступа и протоиерея Сергия Филимонова, доктора медицинских наук.
Второй день работы проходил не в Белгороде, а на Прохоровском поле, на котором во время Великой Отечественной войны проходили жаркие бои наших солдат с фашистскими оккупантами. В этой день проходил собственно учредительный съезд. Были выбраны руководящие органы Всероссийского общества православных врачей. И после столь плодотворной работы съезда, мне кажется, совместная деятельность епархиальных отделов по взаимодействию с медицинскими учреждениями и обществ православных врачей различных городов России будет более плодотворной. И здесь важно подчеркнуть, что заинтересованность в развитии взаимоотношений между Церковью и медицинскими учреждениями является обоюдной. Не только Церковь видит необходимость в том, чтобы у медицины была чёткая духовная ориентация, но и медицина в лице академиков, учёных также откликается на этот призыв и стремится к взаимоотношениям. Это проявилось не только на уровне деклараций и общих призывов. Было принято решение о создание всероссийского печатного органа, газеты общества православных врачей.
Необходимость духовного просвещения медицинских работников теперь очевидна, а возможно ли обратное направление работы, каким образом православные работники медицинских учреждений могут содействовать Церкви в её социальном служении? Проводятся ли общепросветительские лекции или какие-то иные формы помощи?
Я уже давно вынашиваю идею создания кабинета при нашем приходе, в котором бы православные медики осуществляли бы приём прихожан храма и православного населения Ростова. Прежде всего, врач должен быть хорошим специалистом, но православное вероисповедание является неким дополнительным фактором доверия со стороны пациентом, а также ответственности со стороны самого врача. Человек, обращающийся к такому врачу, чувствует себя более защищённым, веря, что отношение к нему не будет халатным и формальным.
Есть также ещё более важная задача – создание курсов для сестёр милосердия. У нас существует несколько учебных заведений и курсов, обучаясь на которых православные люди могут получить духовное образования и ознакомиться с православным вероучением во всей его полноте. Но курсы для сестёр милосердия должны будут выполнять несколько иную функцию. На них предполагается два вида дисциплин – богословские дисциплины и начальные знания в области медицинских наук.
Напоследок, хотелось бы задать следующий вопрос. Отец Димитрий, скажите, каков должен быть образ православного врач? Как сам врач, исповедующий православие должен себя определять, понимать своё служение и отношения с пациентом?
Православный врач должен жить по Евангелию. Человек по учению святых отцов не может жить како-то «двойной жизнью»: в храме быть одним, а на работе, в семье – совершенно другим. Существует в современном богословии понятие «литургии после литургии», то есть продолжение и осуществление евангельского служения в любых обстоятельствах жизни человека и после того, как он вышел из храма по завершении церковного богослужения. И православный врач должен особенно чётко чувствовать смысл этого важного понятия, потому как его профессиональная деятельность – это не только работа, но и прежде всего служение ближним, которое должно быть основано на евангельских заповедях. Важной чертой совершения этого служения должно быть чёткое сознание границ – врач занимается врачеванием тела, тогда как Церковь посредством таинств и пастырского кормления занимается врачеванием душ. И каждый православный медицинский работник должен отдавать себе отчёт в этом. Врач не может и не должен заниматься духовничеством, видя, что пациент нуждается в этом. Его задача переадресовать такого человека к священнику, помочь ему понять нужду в обращении к пастырю и участию в церковных таинствах. Для этого, как уже говорилось, сам врач должен обладать минимальной компетенцией в вопросах вероучения и дать правильную ориентацию обратившемуся к нему человеку.
Православный врач – это человек, ответственно возрастающий в профессионализме, а также со страхом Божиим совершающий своё служение, понимания, что это именно служение, а не способ заработать на пропитание и формальные выполнение профессиональных обязанностей. И в этой связи очень важным является обоюдная молитва врача и пациента друг за друга, а также молитвенное обращение врача к Богу перед совершением своего служения.
Помимо личного духовного и профессионального совершенствования, православный врач должен иметь очень чёткое понятие о решении Церковью вопросов биоэтики, которые имеют непосредственное отношение к медицинской практики в том или ином её аспекте.
Осуществляя всё выше сказанное, православный врач сможет достойно совершать своё служение, помогая людям и угождая Богу.
Беседовал с настоятелем Свято-Казанского храма А. Соловьёв

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация