Святитель Николай Чудотворец научает нас человеколюбию и милосердию

Святитель Николай Чудотворец научает нас человеколюбию и милосердию Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
    
Дорогие о Господе братья и сестры! Мы с вами имеем  великий сонм небесных заступников и ходатаев пред престолом Божиим. И, говоря о  жизни святого, которого мы почитаем, можно сказать, что он проживает как бы три  жизни. Его первая жизнь – это та, которую он прожил здесь, на земле. Это его  биография, его жизненные дела и поступки, которые он совершил. Но зачастую  бывает так, что мы очень мало что-либо знаем о подлинном жизненном пути того  или иного святого человека. В особенности, если он жил в древние времена.
    

Вторая жизнь святого – это  его житие. Но когда мы с  вами читаем жития святых, то всегда должны помнить о том, что любое житие ни в  коем случае не претендует на абсолютную историческую достоверность. Потому что  житие – это как некая икона святого, только написанная словом. Это лишь некий идеальный  образ этого человека. И, как скажем, икона святого  никогда не претендует на  абсолютное портретное сходство, точно также и житие святого никогда не  претендует  на абсолютно точные сведения из его биографии. Это - идиллический  образ, который  нам рисует Церковь, поскольку любое житие пишется по особым  канонам и  правилам.    
И, наконец, третья жизнь святого - это его посмертное  участие в судьбах других людей. Это его посмертная жизнь, которая раскрывается  перед нами в особом благодатном опыте Церкви.  В особом благодатном опыте  каждого верующего человека. У каждого из нас есть какие-то святые, которых мы  особо почитаем. Это  и небесный покровитель, имя которого носит человек. И  святой, который особо близок или особо запал в душу своим житием. Поэтому у нас  складываются особые отношения к тем или иным святым. Мы с вами знаем, какое  огромное количество чудес и благодатной помощи происходит по нашим молитвам к  угодникам Божиим. И всё это – посмертная жизнь того или иного святого.    
В сегодняшний день, братья и сестры, мы с вами  совершаем память одного из самых любимых святых, который почитается всеми  христианами: и восточными (т.е. нами, православными), и западными (католиками),  и даже мусульманами! Имя ему – святитель Николай Чудотворец. Говоря об этом  святом, надо сказать, что мы мало знаем о его подлинной жизни. Это один из тех  святых, о жизненном пути которого мы не знаем почти ничего. Даже те события,  которые описаны в его житии, не подтверждены ни одним историческим документом.    
Но мы с вами знаем, что в третьей жизни, которую  проживает святитель Николай, он действительно  близок многим из нас. Да почти  всем! И почти каждый христианский народ считает, что свт. Николай чуть ли не  выходец из этого народа. Если сейчас выйти на улицу и спросить у людей, кем был  по национальности святой Николай-угодник (как его многие называют), то люди в  полной уверенности скажут, что он был русский. А если поехать в Сербию, то там  скажут, что, наверное, он был серб. А если поехать в другое место, то также  скажут, что он был из этого народа.    
На самом деле свт. Николай был родом из Малой Азии.  Это территория современной Турции. И никакого отношения к нашему народу он не  имел. Но почитание этого святого столь велико, а его помощь настолько быстра, что, я думаю, большинство из нас могут это засвидетельствовать. Порой в самой  простой человеческой нужде, если мы с вами обращались к свт. Николаю, то  получали очень быструю помощь. И если даже житие, которое описывает случаи из  его жизни, не имеет достоверности, то мы совершенно точно знаем, что в  посмертной его жизни все эти чудеса были.    
Мы с вами знаем о том и воспеваем в песнопении этому  святому, что он был правилом веры. Он был настолько горячим поборником  Христовой Церкви, настолько твёрдо стоял за истину Христову, что  когда участвовал  в   Первом Вселенском соборе,  не мог слушать еретика Ария, который хулил имя  Божие, и в порыве ревности, ударил этого нечестивого человека по щеке. За это сначала  он был осуждён всеми другими отцами Собора. А потом особым чудным образом Сам  Господь и Матерь Божия явили  другим его епископское достоинство. И он был  возвращен в число первосвятителей Христовой Церкви.    
Из этого чуда мы с вами знаем, сколь велико количество  людей, которые обращались к святому Николаю и просили у него помощи и поддержки  своей веры. Просили, чтобы он умолил Господа,  и Господь укрепил веру человека,  когда тот впадал в уныние и в отчаяние. И сколько раз совершенно неожиданным,  чудным образом приходила помощь. Мы  с вами знаем, что при своей жизни он был  помощником тем, кто совершал морские путешествия. Сколько моряков за минувшие  1700 лет обращалось к нему в момент отчаяния! В те моменты, когда казалось, что  нет никакого спасения, и  - приходила благодатная помощь.    
Мы знаем, что он помогал людям и материально. Спасал  многих людей, которые были в страшной нужде и из-за этой нужды готовы были пойти  на грех. Для того, чтобы это предотвратить, святой Николай сам помогал этим  людям. Огромное множество людей обращалось к нему с молитвою в самых простых  человеческих нуждах и получали скорую благодатную помощь!    
Столь великое почитание этого святого не случайно. Свт. Николай был особо, я бы сказал, человечным. Он имел милостивое сердце, у него  была великая добродетель милосердия. Есть замечательное выражение – деятельная любовь. Что оно  означает? Это не просто, когда человек говорит про себя: «Ой, я так всех люблю!  Я такой добрый и хороший, и ко всем хорошо отношусь». Но стоит такого человека слегка  задеть, как сразу вся его любовь куда-то девается. А вот деятельная любовь –  это когда человек, действительно, готов прийти на помощь всякому нуждающемуся  человеку. Не к тому, к кому выгодно. Многие говорят: «А я тоже прихожу на  помощь. Всегда прихожу на помощь своему начальнику. Как только ему что-то  понадобится, я тут как тут». Или: «Я всегда готов прийти на помощь своему сыну,  дочери, племянничкам своим. Тут я готов прийти на помощь».    
Но ближний – это не только начальник, и  не только дети. А ближний – это всякий человек. И образ святого Николая научает нас, братья и  сестры, что мы должны быть, прежде всего, человечными. Он научает нас человеколюбию и милосердию. Потому что многие в своем стремлении вести духовную  жизнь, забывают о необходимости просто быть хорошими порядочными людьми. Порой  человек, думающий, что он весь из себя такой духовный, на самом деле бука. Такой смурной, сосредоточенный, что «если я пришел в храм, то меня никто не трогайте,  я на молитве, никто ко мне не подходите». Во всём он  очень духовно рассуждает.  Ему кажется, что духовность заключается в строгом состоянии. Это неправда. Это  неправильный путь.    
Святой Николай научает нас быть человечными. В чем это заключается? В том, что надо  просто быть  внимательными по отношению к другим людям. Быть приветливыми, улыбчивыми. Стараться  не пройти мимо чужого горя с мыслью: «А, это меня не касается. Я спешу. У меня нет времени, чтобы помочь или посодействовать тому или иному человеку». Или: «Я  такой духовный и так воспарил  в неведомые выси, что мне уже и дела нет до всех  остальных людей». А посмотрите на святого Николая, как его почитают даже  нехристиане. Он помогает даже нехристианам, обращающимся к нему с молитвой. Он  не разделяет людей на своих и чужих. Для него всякий обращающийся – есть его  ближний, его брат, который находится в нужде, и которому требуется его  благодатная помощь.    
И также, братья и сестры, очень промыслительно, что  сегодня память святителя Николая совершается в воскресный день и на центральном  аналое в храме лежит две иконы: икона Господа нашего Иисуса Христа, Его  Воскресение, и рядом икона святителя Николая. Наше почитание любого святого, в  том  числе и свт. Николая, обязательно должно быть через почитание Господа,  через почитание Бога. И молитва  любому святому – это наша просьба, чтобы этот  святой поддержал нашу молитву, чтобы он был за нас ходатаем перед престолом  Божиим.  Но главная наша молитва должна быть направлена к Спасителю.    
А с чем довольно часто приходится сталкиваться? Приходит  человек в храм и просит: «Дайте мне свечку и скажите, где икона Николая-чудотворца? Я хочу помолиться этому святому». Человек не спрашивает, где  икона Господа  Иисуса Христа и Его Матери, а потом уже – Николая-чудотворца.  А ведь Николай-чудотворец  проходил своё служение не себе здесь, на земле, не во славу свою. Он служил Господу. И, я думаю, что святителю Николаю, и любому другому святому и больно, и  неприятно, что наше почитание святых минует главное, необходимое, то, что  единое на потребу.    
Я очень часто в качестве примера привожу потрясший  меня случай. В Москве есть монастырь, в котором находятся мощи одной недавно  прославленной святой. Святой блаженной Матроны Московской. Туда ежедневно  стекаются тысячи людей. Недалеко от её мощей есть большая икона Спасителя.  И я  был свидетелем того, что  за редким исключением все люди спокойно проходят мимо  этой иконы и  сразу идут к мощам блаж. Матроны.    
Разве это правильно? Нет, это, конечно, неправильно!  Потому что сначала нужно подойти к иконе Господа, Ему вознести свою молитву.  Потом – к иконе Пресвятой Богородицы, вознести к Ней молитву. И только потом  -  к тем святым, которых мы почитаем и попросить их, чтобы они подкрепили нашу  молитву, чтобы они были ходатаями за нас пред престолом Божиим. И вот как раз  сегодня на аналое – сначала лежит икона Спасителя, а потом – икона свт. Николая-чудотворца,  как и должно быть.    
Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех  причастников с принятием Бога в своем сердце, а также  - с памятью великого  вселенского святого, свт. Николая. Я вас призываю к тому, чтобы почитание  святителя Николая было сопряжено не только с потребительским отношением: «Дай!  Мне надо», но и с вашими добрыми делами. Чтобы свт. Николай,  слыша ваши  молитвы, видел еще и вашу добродетельную жизнь, что вы стараетесь подражать его  житию. Что стараетесь подражать его вере и его благочестию. И тогда ваши  молитвы к нему, а его молитвы за вас пред престолом Божиим будут ещё  действенней, ещё быстрее.    
Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь.  
Протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация