Притча о безумном богаче говорит нам о целеполагании человеческой жизни. Проповедь в неделю 27-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, за Божественной Литургией мы с вами слышали евангельскую притчу о безумном богаче. Притча эта повествует о том, что жил некий человек, который был богат, и в один год он получил очень большой урожай, богатство его многократно увеличилось. Человек этот сказал в себе: «разорю мои житницы и построю новые, стану ещё богаче, ещё влиятельнее, и душа моя сможет радоваться, сможет веселиться, получать удовольствие от жизни, ни о чём более не заботясь». И в эту же ночь Господь говорит этому человеку: «ты безумен, потому что в сию ночь Ангелы истяжут твою душу, ты покинешь этот мир, и житницы твои новые, всё, что ты стяжал на земле, – всё это останется». И заключает Господь эту притчу словами о том, что всякий, кто поступает так, кто богатеет в себя, а не в Бога, тот примет такую участь.

Мы с вами несколько воскресений назад уже говорили, братья и сестры, о подобной притче. Это притча о богатом и Лазаре. Но, конечно, смысл данной притчи несколько отличается от смысла притчи о богаче и Лазаре. Если эту притчу перевести на современный язык, то мы можем представить себе человека, который является успешным, который является, может быть, знаменитым, который уже заработал какие-то деньги, и вот в какой-то момент он, может быть, так хорошо вложился в какую-то компанию, в акции какой-то компании, – допустим, во всем нам известный «Газпром» какой-то или «Роснефть», – и вот акции его принесли ему большую прибыль, он получил ещё больше денег, и, как всякий бизнесмен, он стал думать, как же ещё увеличить своё богатство. И он думает: «начну ещё какое-нибудь дело, вложу ещё куда-нибудь деньги, и их станет ещё больше; и таким образом я уже обеспечил и свою старость, и жизнь будущих поколений, и могу спокойно радоваться и наслаждаться жизнью, уже никаких особых усилий не прилагая ни к чему».

И может показаться, братья и сестры, что притча эта относится только к людям богатым. Но мы с вами много раз уже говорили о том, что богатство само по себе не является причиной того, что человек погубит свою душу, как и, с другой стороны, бедность – не залог того, что человек является праведником, добрым, и станет наследником жизни вечной. Очень часто бывает, что как раз такие люди – люди завистливые, люди корыстные, которые много говорят о классовой борьбе, о несправедливости в мире, о том, что одни – богатые, другие – бедные. Очень часто использовали, особенно в нашем недалёком прошлом, даже эту евангельскую притчу, евангельское слово, и говорили, что даже христианство говорит, что будет с богатыми людьми, а бедные люди – это люди праведные.

Но на самом деле эта притча говорит совершенно об ином. Эта притча говорит о целеполагании человеческой жизни, о том, ради чего человек живёт здесь, на земле. Действительно, человек может обладать большим богатством и быть рабом этого богатства, и это богатство буквально руководит всей жизнью этого человека. Но, с другой стороны, можно обладать чем-то совсем незначительным, какой-то незначительной вещицей, и тоже быть рабом этой вещи. Можно тоже о чём-то мечтать, и очень часто люди совсем небогатые, люди, живущие очень скромно, порой всю жизнь мечтают о том, чтобы разбогатеть. Они всю жизнь мечтают о том, чтобы приобрести что-то, что в настоящий момент для них недоступно, и живут этими мечтами всю свою жизнь. И вот именно евангельская притча говорит нам о целеполагании жизни человека. О том, ради чего человек живёт на этой земле, какие цели человек ставит перед собой, к чему человек стремится.

Ещё очень важно, братья и сестры, чему научает нас эта притча: порой многие из нас, даже христиане, – я даже думаю, что большинство из нас, стоящих в храме, – очень часто живут вот такими мечтами. Живут завтрашним, живут послезавтрашним днём, выстраивают какие-то планы. Но самое ужасное, что мы порой живём и откладываем на завтра самое важное, самое необходимое для христианина – исправление своей жизни, покаяние. И нынешняя притча говорит нам о том, что за спиной у каждого из нас стоит смерть. Никто из нас не знает, когда он предстанет на суд Божий. Может быть, сегодня даже, вот в этот момент, мы с вами говорим в последний раз, мы с кем-то видимся в последний раз. И неслучайно отцы Церкви учили тому, чтобы каждый христианин помнил час смертный. Как святые отцы говорили? «Помни час смертный, и ты не согрешишь». Но эта память о смерти не предполагает того, что человек должен бояться смерти как некой тени, которая нависает над ним, и он должен только и думать «вот, я могу умереть!». На самом деле память смертная в христианском понимании – она совершенно о другом нам говорит, о том, что в этом случае в человеке самым глубоким, наибольшим возможным образом могут раскрыться все внутренние творческие качества его души. Потому что если человек понимает, что сегодняшний день может быть последним, то каждое его действие, – более того, каждое его слово, – будет иметь совершенно иное значение. Давайте представим, братья и сестры, как бы мы, на самом деле, с вами жили, как бы мы общались друг с другом, если бы мы постоянно об этом помнили – что слово, сказанное сегодня, сейчас, этому человеку, – это, может быть, последнее слово, которое я говорю ему в своей жизни!.. Может либо меня не стать, либо этого человека. И представьте себе, какое огромное значение, какую глубину тогда имели бы наши слова, наши поступки, наше отношение к другим людям. И поэтому нужно помнить, братья и сестры, что для христианина никакого «завтра» не существует. Нет никакого «завтра»! Нет никакого дела, отложенного на завтра, потому что всякое дело, совершаемое нами сегодня, сейчас, имеет огромное значение для спасения нашей души. Никакого «завтра» быть не должно! Мы не можем ничего откладывать на завтра, потому что «завтра» может не состояться, потому что «завтра» может не прийти в нашу жизнь. Мы можем потерять тех людей, которым мы, может быть, скажем какое-то грубое, обидное слово. Мы можем не сделать те важные дела – добрые дела! – к которым мы призваны. Понимая, что нужно жить сегодняшним днём, мы должны помнить о том, что дело, которое мы делаем сегодня, и то, как мы его делаем, и как мы к нему относимся, – это самое важное дело в нашей жизни. Дело, совершаемое сегодня.

Это всё, конечно, братья и сестры, с одной стороны, понятно. Ничего нового, думаю, я вам сегодня не сказал. Но мы должны помнить об этом каждый день, напоминать себе. Это так важно. Это так ценно! Мы должны ценить каждый день, каждый миг нашего общения друг с другом. Если бы каждый из нас так относился к своему делу, к своей работе, к чистоте в своём доме, в своём подъезде, на своей улице, как если бы это был последний день его жизни, – представьте, в каком обществе мы бы тогда с вами жили! Но, к сожалению, братья и сестры, этого не происходит с нами, потому что мы забываем об этом, потому что мы погружаемся в пучину наших житейских всяких попечений, и вот эта важная составляющая нашей христианской жизни – необходимость жить сегодняшним днём – очень часто уходит из нашего разума, из нашего сердца и из нашей души. Милосердный Господь да помогает всем нам всегда память иметь смертную, и тогда жизнь наша качественно изменится к лучшему. Аминь.
протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация