Прихожане Свято-Казанского храма совершили паломническую поездку в Свято-Михайловский-Афонский монастырь В субботу и воскресенье Светлой седмицы группа паломников из Свято-Казанского храма побывала в Свято-Михайло-Афонском монастыре, который находится в республике Адыгея. Две паломницы описали свои впечатления от поездки.  Предлагаем ознакомиться с их рассказами читателям сайта.

А вокруг – лес, тишина, чистый горный воздух и атмосфера умиротворения..."

18 и 19 апреля 2015г., в субботу Светлой седмицы и Фомино воскресенье, Господь сподобил нас побывать в Свято-Михайло-Афонском монастыре в республике Адыгее. Наш автобус отправился от Свято-Казанского храма вечером в пятницу, и рано утром, ещё затемно, мы прибыли к воротам обители. Монастырь расположен в Майкопском районе, рядом с посёлком Победа, ровесником Победы в Великой Отечественной войне. Паломников и всех приходящих встречает огромная надпись «Христос Воскресе» на Троицком храме, на которую сразу падает взор.

Мы были на трёх службах – Божественной литургии в Светлую субботу, Всенощном богослужении вечером и Божественной литургии в воскресенье, когда вспоминается уверение апостола Фомы. Службы проходили в самом большом храме – Троицком. Там можно приложиться к мощам святых, там много больших  икон Богородицы – Феодоровская, Одигитрия, «Споручница грешных», «Аз есмь с вами и никтоже на вы», есть иконы с греческими надписями. Запомнилась икона «Трёх радостей», которую, многие, наверное, никогда прежде не видели: на ней справа от Богоматери с Младенцем изображён праведный Иосиф Обручник, а слева –святой Иоанн Креститель тоже в возрасте младенца (ведь мы знаем, что он был сверстником Спасителя, родился за полгода до Его Рождества). После Литургии в субботу нам раздали артос, по два больших куска; с благодарностью вспоминается, как просто и доброжелательно это было! После утренней и вечерней служб мы собирались за трапезой, а помимо трапезной в монастыре есть ещё блинная, где можно отведать очень вкусных блинов с разными начинками.

На территории монастыря есть ещё несколько храмов и часовен, но уже маленьких. Мы видели их во время экскурсии. Запомнился зимний храм Архангела Михаила, очень красивый, с иконой Архистратига над входом. Другая икона Архангела Михаила встречает всех высоко на монастырской стене у входа в обитель. Монастырь ещё возрождается, жизнь здесь скромная, но проникнутая радостью о Господе. Один из монастырских храмов – Преображенский – на вершине горы Фавор (на картах она называется Физиабго или Физиавго) ещё предстоит восстановить после разрушения, на это собираются пожертвования.

Отец Михаил из братии обители провёл для нас экскурсию по Александровскому храму. Там хранится греческая икона Пресвятой Богородицы «Мировлитиса» – Мироточивая, или Благословение, её написали на Афоне, это благословение Святой Горы. Там же находится и икона Собора Архангелов, тоже написанная на Афоне. Это списки с обеих сторон двусторонней афонской иконы, сделанные для Свято-Михайловской обители. О. Михаил показал маленькую икону святого Николая Угодника, которая была в космосе, рассказал о космонавте, который на орбите (или в полёте, сейчас уже точно не помнится) прочёл всю Библию.
Ещё о. Михаил показал нам музей палеонтологии, где можно посмотреть на огромных моллюсков, оставшихся с тех времён, когда эти места были покрыты водой.
Говорил о. Михаил, как и положено экскурсоводу, без долгих остановок и, не сбиваясь, но так спокойно, доброжелательно, просто, с миром в душе, как, наверное, не получилось бы у людей светских, если бы они попробовали вот так же говорить без запинок, пусть даже и на духовные темы. Он говорил содержательно-сдержанно, иногда с юмором, когда рассказ касался бытовых тем... Запомнилось, как он сказал: «Иногда мы как будто разделяем Православие и нашу повседневную жизнь, а этого быть не должно. Если мы куда-то едем, это не мешает нам помолиться перед дорогой; если мы на работе, это не мешает нам мысленно помолиться за своих детей, которые сейчас идут в школу». Спаси его, Господи!
За воротами обители мы видели коров с колокольчиками. А ещё там можно было прокатиться на ослике, ведь паломники, которых в монастыре много, бывают и самого младшего возраста!
В Троицком храме, а также в отдельной маленькой лавочке недалеко от него, можно приобрести иконы, лекарственные средства, магниты с изображением монастыря, сувениры, – например, восковые свечи в форме розочки, зайчика или ёжика, которые делают сами монахи.
В субботу в середине дня мы спустились к рукотворным пещерам. Входить в пещеры надо пригнувшись; внутри темно, путь мужно освещать свечами. Мы видели крохотные подземные кельи; за подсвечниками находился алтарь подземного храма. Когда-то здесь возносились молитвы подвижников...
Затем мы пришли на источник святого великомученика и целителя Пантелеимона, набрали водички, желающие окунулись в воды источника в купели. Самые неутомимые поднялись на вершину горы Фавор (Физиабго), где ждёт восстановления Преображенский храм.
А вокруг – лес, тишина, не нарушающие её переговоры птиц, чистый горный воздух и атмосфера умиротворения...
В обратный путь мы отправились в час дня в воскресенье. Нам посчастливилось подвезти иеромонаха Димитрия, отправлявшегося из обители по делам. Пользуясь случаем (и микрофоном), его попросили сказать нам слова наставления, пока он ехал с нами. В дороге мы читали акафисты и Псалтирь, благодарили Господа, Матерь Божию, Николая Угодника, Ангела-Хранителя за наше благополучное путешествие. Очень благодарна, что нам на экране в автобусе показали фильмы о Святой Земле, а потом краткие, простые и поучительные фильмы-притчи, снятые в студии Иоанна Воина в Свято-Елисаветинском монастыре Минска.
К вечеру мы были уже в Ростове, у Свято-Казанского храма. Слава Богу за всё!
паломница Ольга

" Мы потеряли ощущение времени, почувствовали дыхание вечности..."
В Светлую седмицу подарком для прихожан Свято-Казанского храма стала поездка в Михайло–Афонскую Закубанскую пустынь. Мы выехали 17 апреля 2015г. в 21-00 в составе 32 человек с чтением акафистов, молитв с душевной радостью, что уже завтра утром мы будем в святой обители! Монастырь находится в 60 км от г. Майкопа, центра республики Адыгея. Особенностью монастыря является его местонахождение: обитель располагается на горном плато на высоте 907 метров над уровнем моря. Михайловская пустынь занимает горное плато, открытое со всех сторон и только с северной стороны обрамлено горами, из которых наибольшую высоту представляет гора Физиабго ( около 1000 метров над уровнем моря).
С монастырских высот открывается чудный вид на все четыре стороны, откуда прекрасно видны все горы Малого Кавказского хребта со снежными вершинами. Мы приехали ранним утром, погода была замечательная: светило весеннее солнце, было ветрено, но тепло, зеленела травка, цвели нарциссы, первоцветы, кое-где лежал снег. Быстро разместившись, мы пошли в храм на Божественную Литургию, она началась рано в 7 утра. В храме нас встретили возгласы: «Христос Воскресе!» Отовсюду неслось: «Воистину воскресе!» Было радостно и торжественно, мы опять праздновали Пасху! Хотя богослужение велось как прописано Типиконом, но имело черты Византийско- Афонского богослужения, и в одеянии монахов было что-то необычное: рясы греческого покроя, на голове афонский клобук, состоящий из камилавочки и наметки-накидочки, которые во время службы периодически снимались частично или полностью.
После окончания Литургии нам по древнему обычаю каждому раздали часть артоса (по гречски- хлеб) в память о Воскресшем Господе, победившем смерть и даровавшем Вечную жизнь. Потом мы дружно посетили трапезную, где нас тепло и радушно встретили послушники, накормили вкусно и сытно супом и кашей.
Поблагодарив Господа за трапезу, мы пошли на экскурсию по монастырю. Во время увлекательной экскурсии мы узнали историю монастыря. В 1883 г. Святейший Синод дал благословение на самостоятельное существование обители (строительство началось в 1878г.). Строитель ее о. Мартирий был возведен в сан архимандрит. По желанию братии было утверждено ее название : Свято – Михайло Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий Князь Михаил Николаевич – наместник Кавказа. Афонской она называлась потому, что первые строители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословление строящегося монастыря и ввели там Афонский устав. Закубанской обитель называлась по месторасположению- за рекой Кубанью. Так как с почином устроить здесь монастырь выступили казаки местных станиц, в дальнейшем она еще стала называться Казачьей Лаврой. К концу 1880г. обитель стала мощным паломническим центром на Северном Кавказе, ежегодно ее посещали более 100 тысяч паломников, такого благополучия обитель достигла трудами братии и под руководством архимандрита Мартирия. В ее история были и трагичные страницы, здесь пролилась кровь иноков, храмы были разрушены, здесь в разное время находились и детская колония, и конная турбаза с баром. С 1992г православная общественность, казачество Адыгеи начали борьбу за возвращение пустыни Православной Церкви и в 2001г началось восстановление и возрождение иноческой жизни в обители. Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (до 2004г), в настоящее время наместником монастыря является игумен Герасим, подвизается в монастыре с 2001г., с первых дней начала возрождения монастыря. За эти годы произведена реконструкция Троицкого храма, построена церковь Архистратига Михаила, построен Игуменский корпус с храмом в честь преподобного Александра – игумена Обители Неусыпающих, деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы, часовня – крестильня с купелью в честь благоверного великого князя Александра Невского, построена и открыта на источнике великомученика и целителя Пантелеимона вторая купель. Монастырь вновь становится Казачьей Лаврой.
После экскурсии по монастырю, мы направились в рукотворные пещеры, где сохранилась часть келий, один из залов и коридоры общей протяженностью около 200 метров, пройдя по подземным ходам с зазженными свечами, осмотрев монашеские кельи, мы потеряли ощущение времени, почувствовали дыхание вечности…
Время пробежало незаметно, и мы, выйдя из пещер, отправились к источнику святой воды, затем в купальню,  а потом на кухню выполнять послушание: чистить овощи для приготовления ужина. В 18 ч мы пошли в Троицкий храм на вечернюю службу, где приняли Таинство Исповеди и отправились в трапезную, нас вновь приветливо и радушно встретили послушники, потрапезничав, желающие поработать во славу Божию пошли мыть посуду и кухонную утварь, работали радостно, с большим душевным подьемом.
В воскресенье , которое носит название Антипасхи или Фоминой недели, мы во время Литургии, причастившись Святых Христовых Таин, приложившись к святыням храма, вновь отправились к источнику святого целителя Пантелеимона, полюбовались вновь на окрестности обители и отправились домой, но душа рвалась остаться здесь …
Дай Бог посетить это благословенное место еще раз! Слава Богу за все!