Cедьмой день недели – для собирания жизненных сил человека

Cедьмой день недели – для собирания жизненных сил человека Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
    
Дорогие о Господе братья и сестры! В сегодняшний день  мы с вами слышали евангельское повествование о том, как Господь и Спаситель наш  Иисус Христос во время оно пришел в субботний день (в святой для иудеев  день) в синагогу и увидел там некую женщину, которая 18 лет страдала тяжелой  болезнью. Она была скорчена, то есть не могла ходить, как обычный здоровый  человек, так как имела горб, который мешал ей распрямиться.  Фактически она  ничего не видела в своей жизни за эти 18 лет, кроме земли перед глазами.
    

Господь, увидев эту женщину в синагоге, призвал её, возложил  на неё руки и сказал, что отныне ты будешь здрава. И эта женщина мгновенно  исцелилась  от своей болезни, выпрямилась и стала здоровым человеком. Но при  этом Евангелие говорит о том, что начальник синагоги, то есть человек в  совершенстве знающий закон Божий Ветхого Завета, вместо того, чтобы прославить  Бога за это великое чудо, говорит с упрёком и в адрес Спасителя, и в адрес этой  женщины, и в адрес тех людей, которые возрадовались этому чуду: «Зачем ты это  делаешь в субботу? Есть шесть дней, в которые можно исцелять. Вот и исцеляй в  эти шесть дней, а в субботу исцелять не следует».    
По его мнению, это есть нарушение заповеди о хранении  субботнего покоя. И Господь очень жестко и ясно даёт понять этому человеку  состояние его души. Господь говорит: «Лицемер! Несмотря на субботний день, вы  можете по закону Моисееву брать свой домашний скот, и отводить его на водопой,  чтобы домашняя скотина напилась воды. Ради жизни домашнего скота идёт нарушение  субботнего покоя. Так неужели эта женщина, страдавшая 18 лет тяжелым недугом,  не заслужила исцеления? Неужели она не выше скотов земных?»         
Это краткое евангельское повествование, дорогие братья  и сестры,  научает нас тому, каким должно быть отношение к седьмому дню недели.  Мы с вами, христиане, соблюдаем не субботу, а воскресный день. Но, соблюдая  воскресный день, мы соблюдаем четвертую заповедь Закона Божьего, где Господь  говорит, что шесть дней работай и делай всякие дела свои, а день седьмой посвяти  Господу Богу твоему.    
Мы с вами знаем о том, что Бог сотворил мир за шесть  дней. И, как говорит Священное Писание, в седьмой день Господь почил от трудов  своих. И этот седьмой день, братья и сестры, длится  до сего дня. Бог уже не  творит ничего нового,  вся история человеческого рода - это и есть седьмой день  творения. И мы с вами тоже живём в этот седьмой день. Понятно, что когда мы  говорим о семи днях, то здесь имеется в виду не буквальное понимание, речь идет  не о семи днях в земном измерении. Это семь промежутков времени, семь  определенных периодов. Мы с вами живем в седьмой период времени. На основе дней  творения Господь заповедал, чтобы и человек тоже шесть дней трудился, совершал  всякое дело, а седьмой день посвящал Богу. Но что означает это посвящение  седьмого дня Богу?    
Кроме того, что человек должен в этот день вспоминать  о прошедшей неделе, о том, что он совершил плохого, злого, и того, что должен  принести в этот день Богу покаяние, великий смысл заповеди  заключен ещё и в  том, что в этот день происходит как бы собирание человеком жизненных сил. Заповедь  о хранении седьмого дня имеет и конкретное жизненное приложение. Но многие люди,  даже считающие себя христианами, не соблюдают седьмого дня. Человек говорит: «Ну,  как же? У меня столько дел,  так много земных попечений, столько близких людей,  детей и внуков, от меня зависят. У меня нет возможности соблюдать седьмой день».      
Но если человек не соблюдает этот день, то в итоге он  ничего не приобретает, а, наоборот, только теряет. Такой человек расточает свои  жизненные силы, потому что не исполняет благословение Божие, не следует Закону  Божьему. Седьмой день, проведённый по заповеди Божией – это не потерянный день.  Это, наоборот, день приобретённый.      
Многие люди говорят: «Я ничего не успеваю. Я постоянно  нахожусь в суете. У меня есть один или два дня выходных,  я пытаюсь что-то  сделать, но в итоге ничего не успеваю. Начинаю свою рабочую неделю, и снова  ничего не успеваю. Мне катастрофически не хватает времени». И это совершенно не  удивительно, потому что такой человек является нарушителем седьмого дня, нарушителем  закона Божьего. В итоге получается, что человек, его труд, и все, что он делает,  не имеет благословения Бога. Если человек не провёл воскресный день свято, по  заповеди, то всякий труд, который он начнёт совершать в начале недели, будет забирать  у него жизненную энергию! Этот труд не даст тех результатов, которые бы мог  дать. Человек в понедельник сажает семя, но это семя, не имея благословения  Божьего, не принесёт того плода, которое бы могло дать, если бы человек  соблюдал седьмой день.    
Но соблюдение седьмого дня, дня покоя, не означает  ничего неделание. Не означает проведение времени в праздности и в угождении  своей плоти. Господь говорит, чтобы человек этот день посвятил на служение  Богу. Что это означает? То, что человек  этот день должен посвящать молитве,  чтению Священного Писания, душеполезной литературе. Человек в этот день может  совершать труд во славу Божию, труд, который послужит на благо церкви или на  благо ближнего, то есть нуждающегося человека. Если  человек поможет ближнему,  скажем, несчастному инвалиду, обездоленному, то это тоже будет соблюдение четвёртой  заповеди. То есть этот  день нужно провести богоугодно, во всяком благочестии и  чистоте. И сегодняшнее евангельское повествование, братья и сестры,   говорит  нам о том, что соблюдение седьмого дня необходимо. Но, как в другом  месте говорит Господь: суббота для человека, а не человек для субботы.       
И  еще есть нечто, на что следует обратить внимание в  этом евангельском повествовании. Подумайте только: человек 18 лет был одержим  таким тяжелым недугом и совершенно очевидно, что эта женщина со смирением несла  свой жизненный крест. Она пришла в синагогу, даже не предполагая, что ее жизнь  так кардинально изменится в этот день. Она просто пришла в очередной субботний  день, по заповеди, в дом молитвенного собрания. Но Господь увидел эту женщину,  которая, наверняка, стояла где-нибудь в самом укромном уголочке, чтобы никто не  видел ее уродства. Господь тут же призвал её и совершил над ней чудо исцеления.  Эта женщина 18 лет видела перед собой только маленький клочок земли, она не  могла видеть ни небо, ни окружающих её людей – таково было ее страшное  состояние.      
В духовном плане, братья и сестры, мы тоже во многом  похожи на ту женщину. Мы не имеем, слава Бога, такого физического недостатка,  но  духовно многие из нас тоже такие же скорченные. Видим только землю перед собой.  Все наши мысли, все наши желания - прилеплены к земле, мы порой не способны  подняться выше, не способны поднять свою голову к небу, задуматься о  действительно подлинном, вечном призвании человека, о смысле человеческого  бытия, о смысле жизни человеческой.       
Но Господь наш Иисус Христос тоже может выпрямить нас.  Он может исцелить нас от этой скорченности. И мы точно также, приходя в храм каждый  воскресный день, не знаем, что может быть, именно сегодня Господь коснётся  моего сердца, моей души. Смотрите, Христос возлагает на эту женщину руки. А мы  с вами имеем возможность через причастие Святых Христовых Тайн принимать внутрь  себя самого Христа! Поэтому так важно для христианина частое приобщение святых  Христовых Тайн. И через это Господь подаёт человеку исцеление. Человек может  выпрямиться, встать прямо, увидеть  небо над собой, то есть  что-то более  высокое, что-то более значимое, чем ежедневные житейские попечения.    
Приходя в храм Божий, мы веруем, надеемся, уповаем на  милосердие Божие. И Господь слышит любое наше молитвенное воздыхание, не  лицемерное, не пустое произнесение слов молитв, а именно молитвенное  воздыхание.  Можно много говорить и много читать молитв, а можно сказать лишь  два слова «Господи, помилуй!», но сказать от всей души, от всего сердца, и это  действительно будет подлинная молитва. Вот как эта женщина стояла в уголочке, и  все её сердце, вся её душа были преисполнены молитвы. Господь увидел не просто  ее болезнь, Он увидел сердце её, увидел расположение её души, то, что она смиренно  несёт свой жизненный крест. Она заслужила этого исцеления  и была способна  воспринять эту благодать Божию.        
Мы с вами, братья и сестры, очень часто совершая  покаяние перед Богом, не чувствуем при этом радости. Покаяние в кавычках  сгибает  человека, и он в итоге не кается, а только лишь занимается самобичеванием,  нет радости в его духовной жизни. А святые отцы что говорят? Святой преподобный  Исаак Сирин говорит о том, что покаяние непременно сопряжено с духовной  радостью. Что такое духовная радость? Это радость выздоравливающего человека, ведь  покаяние – это лекарство, которое исцеляет христианина. Когда человек болеет, то  принимая  лекарственные средства он выздоравливает,  у него в сердце поселяется  надежда, радость. Вот такое покаяние является истинным.    
Да, у нас много грехов, много злых поступков, но мы  всегда должны помнить о великом милосердии Божьем. Преподобный Исаак Сирин  говорит о том, что всякие наши даже самые страшные грехи – это горсть песка,  который мы с вами можем бросить в океан милосердия Божьего. И в этом океане эта  горсть песка растворится, исчезнет. Поэтому и ныне, проводя дни рождественского  поста, мы не должны  пребывать в унынии, в отчаянии. Мы должны раскаиваться  пред Господом, но покаяние должно быть сопряжено с радостью о том, что Господь  меня любит,  что Господь хочет моего спасения, моего исправления. А не так, что  «всё плохо,  всё ужасно и нет у меня никакого просвета». Вот это - дьявольская  ложь.  Именно дьявол внушает человеку  мысль, что ты настолько погряз в грехах,  что  вообще не достоин ни Бога, ни твоего Ангела-Хранителя, что ты не достоит  и  в церкви находиться. Да, не достоин. Да, сгорблен.  Да, годы греха сгорбили,  скорчили, но велико милосердие Божие. Аминь.
Протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация