Автор Тема: Духовно-просветительские курсы (при нашем храме)  (Прочитано 50210 раз)

Оффлайн Алексей

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 110
  • преподаватель ПСТГУ, певчий нашего храма
    • Вэб-книжка A.C.Philosopher
Здесь задаём вопросы и обсуждаем тему грядущих курсов.
Общая информация для тех, кто "не в теме":).
1. Курсы начнутся в сентябре 2009 года.
2. Они 2-х годичные;
3. Приём по собеседованию (НЕ эзакмен, но почитать книгу прот. Серафима Слободского. Закон Божий в течение лета - очень даже полезно:).
4. Преподавательский состав:
прот. Димитрий Соболевский, настоятель Свято-Казанского прихода  - Священное Писание Нового Завета;
диакон Александр Новиков, выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии - Введение в литургическое Предание и Литургика;
Устименко Дмитрий Леонидович, кандидат философских наук - Священное Писание Ветхого Завета
Соловьёв Алексей Евгеньевич, кандидат философских наук, преподаватель ФДО ПСТГУ - Введение в догматическое богословие и Сравнительное богословие.
5. Желающие поступить учиться должны заполнить анкету в библиотеке нашего прихода (цокольный этаж).
6. Точная дата собеседования и начала курсов будут сообщены позднее.
7. Программа обучения:
1й год обучения:
Введение в догматическое богословие (Катехизис) (1-й семестр)
Сравнительное богословие (2-й семестр)
Священное Писание Ветхого Завета (1-й и 2-й семестры)
Священное Писание Нового Завета (Четвероевангелие) (1-й и 2-й семестры)
Литургика (1-й и 2-й семестры)

2-й год обучения:
Священное Писание Нового Завета: Деяния и Послания Апостольские (3-й и 4-й семестры)
Православная антропология (учение о человеке) (3-й и 4-й семестры)
Агиология (учение о святости и подвижничестве) (3-й семестр)
Иконология (богословие православной иконы) (4-й семестр)
Основы православного социального и миссионерского служения (по материалам "Социальной концепции РПЦ") (3-й и 4-й семестры)
« Последнее редактирование: 04 Сентябрь 2009, 23:04:18 от Алексей »
равнодушие верующих - вещь гораздо более ужасная, чем существование неверующих (свящ. А. Ельчанинов)

Оффлайн Лариса

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 232
    • Православный
    • E-mail
Ой, я не " в теме"   :-[! У меня, к моему огромному сожалению, сегодня не было возможности попасть на встречу с о. Димитрием, я очень переживала  :(. Рада, что будет возможность задавать вопросы!

Всё время думаю, какое же вы сделали огромное и замечательное дело - сайт в интернете!  ;D  От всего сердца спасибо!

«Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе»  Бл. Августин

Оффлайн Сергей Михайлов

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 22
  • Сергий
    • CCC "Совет@Любовь!" Ростов-на-Дону
    • E-mail
Здравствуйте, Алексей.
Вопрос по расписанию очных занятий.
Веду прием в храме и потребность в соответствующем дополнительном образовании, конечно, есть.
Сейчас есть время попытаться сверстать свое рабочее расписание на будущий год с учетом возможного обучения.
Для окончательного принятия решения мне и моей семье необходима следующая информация:

1. Сколько часов в месяц занимают очные занятия?
2. Как эти часы будут распределены по дням недели?
3. Сыну 14 лет. Он может быть курсантом (учитывая, что учиться мы будем вместе)?

Если в данный момент нет точных ответов, то буду рад приблизительным или предварительным эскизам расписания очных занятий.
Спасибо.


« Последнее редактирование: 01 Июнь 2009, 22:02:28 от Сергей Михайлов »
Качество жизни - это качество взаимоотношений.

Оффлайн Алексей

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 110
  • преподаватель ПСТГУ, певчий нашего храма
    • Вэб-книжка A.C.Philosopher
Здравствуйте, Сергей.
По времени занятия будут занимать три часа (две пары) один день в неделю. Соответственно - 4 - 5 дней в месяц. Ну и конечно же время на самостоятельную домашнюю работу нужно будет выделять определённое. Но об этом уже непосредственно на занятиях будем говорить.
Ориентировачно это вторник с 19.00 до 22.00.
Насчёт сына. 14 лет в принципе ещё возраст воскресной школы (нужно пообщаться со Свтеланой Ивановной Черниковой на эту тему). Ну и с батюшкой, конечно же.
« Последнее редактирование: 17 Август 2009, 21:52:17 от Алексей »
равнодушие верующих - вещь гораздо более ужасная, чем существование неверующих (свящ. А. Ельчанинов)

Оффлайн Сергей Михайлов

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 22
  • Сергий
    • CCC "Совет@Любовь!" Ростов-на-Дону
    • E-mail
Спасибо, Алексей.
Еще одни вопрос.
Планируется ли набор на курсы в 2010 году?
Или очередной набор будет произведен после выпуска курсантов 2009 года?
Качество жизни - это качество взаимоотношений.

Оффлайн Алексей

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 110
  • преподаватель ПСТГУ, певчий нашего храма
    • Вэб-книжка A.C.Philosopher
Логично предположить, что набор на курсы будет ежегодным.
« Последнее редактирование: 03 Июнь 2009, 11:13:02 от Алексей »
равнодушие верующих - вещь гораздо более ужасная, чем существование неверующих (свящ. А. Ельчанинов)

Оффлайн Сергей Михайлов

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 22
  • Сергий
    • CCC "Совет@Любовь!" Ростов-на-Дону
    • E-mail
Спасибо, Алексей.

Качество жизни - это качество взаимоотношений.

Оффлайн Владимир

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 702
    • Православный
Алексей, на предварительном собрании по поводу  прсветительских курсов вы сказали, что поступить на них могут только крещенные. Правильно ли это? На то они (курсы) и являются духовно-просветительскими, чтобы человек смог лучше понять православие и если на тот момент он не крещен, то, полученные знания, как раз и помогут в этом. В любом случае, сам факт крещения не делает человека православным: можно креститься водой, но не Святым Духом и при этом только и назывться, что хрестианином, не более, а своим мировоззрением быть ох как далеко от этого... Опять-таки и "бабушки" не крещенных не "лечат"  ;) Я считаю, что на курсы можно и нужно принимать всех, но при одном условии: искреннее желание человека знать, как основы православной веры для тех, кто только-только окунулся в мир православной веры так и таких, которые ( а на таких, как я понимаю и делалась ставка) хотят расширить и углубить свои знания...
"Звезды, сиявшие в Вифлеемскую ночь, и ныне над нами". Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.

Оффлайн Алексей

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 110
  • преподаватель ПСТГУ, певчий нашего храма
    • Вэб-книжка A.C.Philosopher
Позиция интересная, но вряд ли она может быть оправданной с церковной точки зрения. В храме существуют беседы для желающих принять Таинство Крещение и все те, кого Вы, Владимир, отнесли к "искренне желающим" понять основы православной веры в той мере, чтобы определить для себя нужна она им или нет, могут на этих беседах получить необходимые сведения.
У курсов изначально иное измерение. Возможно это не столь чётко прозвучало, но курсы основной своей целью имеют не ознакомление с основами православной веры, а прояснение церковной жизни, богослужебного и вероучительного её содержания. А из этого следует, что всякое знание в этом контексте неизбежно должно преломляться сквозь церковный опыт человека. Какого качества этот опыт - не нам судить. Но то, что мы не собираемся заниматься "искусством ради искусства" (в смысле изучением богословия ради изучения) - это факт.
В итоге. Образование ориентированно именно на людей, имеющих пусть скромный, но именно церковный опыт, участвующих в таинствах и понимающих чем живёт Церковь хотя бы отчасти. Для человека внешнего, которому нужно каждый раз "доказывать бытие Бога" - этот формат будет тягостным (как по психологическим, так и по духовным причинам). И в этом нет никакой дискриминации или претензии на элитарность. Просто по небольшому опыту преподавания на подобного рода курсах знаю, что человеку очень трудно даётся духовное образование, если оно не сопровождается участием в богослужебной жизни Церкви и особенно в её таинствах.
« Последнее редактирование: 06 Июнь 2009, 01:21:42 от Алексей »
равнодушие верующих - вещь гораздо более ужасная, чем существование неверующих (свящ. А. Ельчанинов)

Оффлайн Владимир

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 702
    • Православный
Скажите, а где человеку, который вот только-только приходит к вере, к пониманию, но допустим не имеет церковного опыта, получить необходимые и правильно растолкованные знания? Если такой человек изъявит желание здесь и сейчас, а его оттолкнут?.... Не похоже это будет, как у "бабушек": " Ты милок сначала крестись, а я тебя потом от порчи молитвами вылечу".
"Звезды, сиявшие в Вифлеемскую ночь, и ныне над нами". Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.

Оффлайн Владимир

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 702
    • Православный
Можно ещё вопрос? Как лично вы относитесь к учению о том, что мир был сотворен за шесть дней (суток) и от сотворения мира и до наших дней прошло около 7500 лет ( точнее 7517)?
"Звезды, сиявшие в Вифлеемскую ночь, и ныне над нами". Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.

Оффлайн Алексей

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 110
  • преподаватель ПСТГУ, певчий нашего храма
    • Вэб-книжка A.C.Philosopher
Владимир, никто никого не отталкивает. Просто режим обучения на этих курсах будет требовать от человека церковной жизни. Ему самому будет крайне тяжело без благодатной поддержки. Именно в этом суть.
Вопрос о творении мира. Эта тема из области так называемых "частных богословских мнений", то есть соборного постановления относительно количества времени мне не встречалось, потому как таковые есть только в отношении вопросов имеющих принципиальное значение для нашего спасения. Ну и как известно у Бог "один день как тысяча лет", как сказано в Св.Писании.
равнодушие верующих - вещь гораздо более ужасная, чем существование неверующих (свящ. А. Ельчанинов)

Оффлайн Владимир

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 702
    • Православный
Алексей, "один день как тысяча лет", скорее говорит о том, что Бог "выше" времени, т.к. Он его (времени) создатель,иначе буквальное понимание день-тысячя лет может завести в дебри. Не знаю, что и сказать, но мне кажется тема интересная. Хотелось бы выслушать мнения наших "посетителей" этого форума...
 Да и только ли  частные богословские мнения? Понятно, что в этой теории есть изьяны. Но принимая, за истину, что шесть дней творения и есть не дни-эпохи, а конкретно сутки, то и цифра в 5508 лет от сотворения мира до рождества Христова представляется логичной. Тем более есть множество научных фактов, указывающих на очень молодой возраст Земли. Многие ученые, а среди них и Нобелевские соискатели приводят выкладки, что возраст Земли около 10 тыс. лет. А это слишком уж рядом с "данными" Библии. В любом случае, что может быть альтернативой? Не теория же эволюции. Или есть ещё какие нибудь? А что касается отцов церкви, то  многие из них, вообще, предпочитают не затрагивать эту тему, так вскользь упоминают шесть дней творения, не вдавясь в подробности. Наверное предпочитают следовать словам Ипполита Римского, обращенными к еретику Ноэту:"Ужеле тебе недостаточно знать, что Бог создал мир, и не излишним ли является твое стремление определить, как именно Он создал его". Но при этом, никто и не утверждает обратное, тогда как многие говорят конкретно о шести днях творения. Св. Ефрем Сирин:" Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание, непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение...Итак, по истечени двенадцати часов ночи сотворен свет среди облаков и вод..." Св. Василий Великий:"И бысть вечер, и бысть утро, день един. Почему назван не первым, но единым?.. Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что 24 часа наполняют продолжение одного дня, если под днем поразумевать и ночь... И Моисей как бы так сказал: мера 24 часов есть продолжение одного дня, или возвращение неба от одного знака к тому же опять знаку совершается в один день". Св. Иоанн Дамаскин:"От начала дня до начала другого дня-они сутки, ибо Писание говорит: и бысть вечер, и бысть утро, день един..." Св. прав. Иоанн Кронштадский:" Для чего Всемогущий сотворил мир не вдруг, а в шесть дней?..." Современный подвижник, валаамский старец схиигумен Иоан пишет:" Мне говорил академик-миссионер: в творении Божием под днями надо разуметь миллионы. Бедный ты миссионер, очень слабым представляешь всемогущего творца, приписываешь ему миллионы времени. Твой рассудок говорит так, а я верю как сказал Господь:"бысть вечер.бысть утро:день первый",- надо и понимать сутками, а не миллионами...""
"Звезды, сиявшие в Вифлеемскую ночь, и ныне над нами". Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.

Оффлайн Алексей

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 110
  • преподаватель ПСТГУ, певчий нашего храма
    • Вэб-книжка A.C.Philosopher
Владимир, догматическое богословие, по моему глубокому убеждению, нуждается в тщательном систематическом изучении, а отнюдь не во фрагментарном "форумном" варианте исследования частных богословских тем. Сие мнение сформировалось у меня в течение многолетнего преподавания сей дисциплины в разных образовательных проектах, в том числе (и особенно) в процессе преподавания курса "Православное вероучение" на ФДО ПСТГУ (где и поныне продолжаю подвизаться). :).
« Последнее редактирование: 24 Июнь 2009, 14:31:43 от Алексей »
равнодушие верующих - вещь гораздо более ужасная, чем существование неверующих (свящ. А. Ельчанинов)

Оффлайн Алексей

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 110
  • преподаватель ПСТГУ, певчий нашего храма
    • Вэб-книжка A.C.Philosopher
Обратите внимание на новость, которая есть на сайте: 23 августа, в 12.30 будет проходить собеседование для тех, кто решил посещать курсы при нашем храме.
равнодушие верующих - вещь гораздо более ужасная, чем существование неверующих (свящ. А. Ельчанинов)