Два года назад в Свято-Казанском храме появилась необычная служба под названием «приходской консультант». Сейчас, приходя в субботний или воскресный день в храм, можно всегда увидеть молодых людей с бейджиками, на которых указана эта должность. Если первое время новая служба вызывала у некоторых удивление, то уже скоро стало ясно, что целевой аудиторией приходских консультантов, являются не прихожане, а, так называемые, захожане. Те, для которых храм Божий пока ещё не стал родным домом, то есть для людей невоцерковлённых, делающих первые и пока неуверенные шаги на пути к вере. Приходской консультант для них теперь, как палочка-выручалочка в тех случаях, когда они не могут найти ответа на интересующий вопрос. Или - путеводитель в огромном и пока непонятном мире Православия.
Новичков в храме видно сразу невооруженным взглядом. Они ведут себя неуверенно, ищут, к кому можно обратиться с вопросом. И вот тут-то и подключается к работе приходской консультант. В его задачу входит выслушать человека и ответить на его вопросы, словом, оказать «первую помощь».
- Идея организовать такую службу родилась у нашего настоятеля, чтобы новички могли получить квалифицированный ответ и при этом не создавали неудобств для других работников храма, - пояснила ответственная за работу службы приходских консультантов Ольга Горбачёва. - Когда люди впервые попадают в храм, то они абсолютно не ориентируются в его пространстве. Они не знают, что их окружает, куда идти, кому молиться, как заказать требы, как написать записку о здравии и о упокоении, где, допустим, икона Николая Чудотворца или Феофана Затворника, и так далее. Молодёжь часто спрашивает, кому молиться о создании семьи и любви между супругами. Если встречаются сложные вопросы, то их мы записываем в специальный журнал и передаём батюшке. Помимо ответов на вопросы, распространяем «Приходской листок», брошюры против абортов, раздаём литературу о борьбе с алкоголизмом и наркоманией.
Поговорила я и с теми, кто трудится на этом посту. У кого-то из них уже солидный опыт общения с новичками, кто-то только-только включился в эту работу, но все они движимы одним желанием – в меру своих сил помочь всем, кто к ним обращается.
- Работаю около года и могу с уверенностью сказать, что такая служба необходима в каждом храме, - считает приходской консультант Павел. – Она для тех людей, кто недавно пришел к вере и не знает, к кому обратиться за советом. У нас существует внутренняя схема, как именно беседовать с человеком, но каждый раз требуется индивидуальный подход. Служба приходских консультантов создана для того, чтобы человек получил не случайные сведения от неграмотной бабушки, а правильную адекватную информацию. Сейчас, конечно, много источников информации, но живого общения ничто не заменит.
- Мои первые впечатления и чувства от работы на этом посту не изменились. Когда видишь, что перед тобой не постоянный прихожанин храма, а новичок, то хочется каждому всё разъяснить, помочь, поддержать, укрепить человека в его стремлении больше узнать о православной вере и воцерковиться, - призналась консультант Лариса. – Эти люди всегда немного растерянные, порой предпринимают неправильные действия. Поэтому я не жду, когда ко мне подойдут, а сама делаю шаг навстречу и спрашиваю: «У вас есть вопросы? Вам помочь?»
Вопросы задают самые разные и самые неожиданные. Например, один мужчина обратил внимание на узоры из плитки на полу, и предположил, что в этом заключается некий неведомый символ. Пришлось объяснять, что никакого скрытого смысла здесь нет, это не символ, а просто рисунок, элемент украшения. К сожалению, сознание многих людей сейчас пронизано всевозможными суевериями, которые они переносят и на храм. Кто-то, наоборот, подходит со слезами, чтобы поделиться своим горем, как, например, молодая женщина, потерявшая младенца. Спросила, как его поминать, раздавать вещи или нет. Кого-то интересуют вопросы веры: как правильно подходить к таинству Крещения? Здесь нужен более обстоятельный разговор. Потому что жил себе человек обычной жизнью, и вдруг Господь коснулся его сердца, осенил желанием принять Крещение, а с чего начинать тот не знает.
- Может быть, нам ещё не хватает опыта, знаний, но эта работа необходимая. Если каждого направлять к священнику с самыми простыми вопросами, то это у него займёт много времени, - уверена Лариса. – А ещё путеводитель в храме нужен для того, чтобы снимать первый негатив.
Подмечено верно, ведь враг рода человеческого не дремлет. Стоит человеку переступить порог храма, как сразу начинаются искушения. Новичка все учат, одёргивают, толкают и т.д. А люди по-разному реагируют на замечания. Кто-то – спокойно, а кто-то может развернуться и уйти. Кто знает, когда состоится его следующая встреча с Богом! Или не попадёт ли он в сети сектантов? А когда в храме есть консультанты, которые с любовью и терпением ответят на вопросы, то и человек оттает душой, потянется сердцем к Богу и ему захочется снова прийти в храм.
Ещё один консультант Ольга лишь недавно приступила к этой работе, но уже отметила, что не только она помогает людям, но и они помогают ей в плане духовного роста. - Их вопросы побуждают меня больше читать, обогащаться знаниями. Если бы такая служба была раньше, когда я входила в храм, то моё воцерковление шло бы намного быстрее. А у меня этот процесс оказался длительный. Года три была пустота, топтание на месте. Не знаешь, с чего начинать, что делать, не понимаешь службы, одни вопросы, на которые не у кого получить ответы. Считаю, что сейчас не только я помогаю новым прихожанам, но и учусь вместе с ними, - улыбнулась моя собеседница.
С ней полностью согласна Лариса: - Стоя на этом посту, мы научаемся смирению и терпению, которое необходимо нам в жизни. Даже когда из-за житейской суеты не получается прийти в храм, а ты знаешь, что у тебя сегодня это послушание, то бежишь и благодаришь Бога за эту возможность прийти в храм. Иначе засасывает суета жизни.
Настоятель Свято-Казанского храма протоиерей Димитрий Соболевский рассказал в интервью о том, что когда узнал о существовании службы приходских консультантов в Санкт-Петербурге, то сразу заинтересовался этой идеей и решил внедрить ее. -Тут получается двойная польза: как для тех, кто недавно пришел в храм, так и для самих консультантов, которые вынуждены повышать уровень своего духовного образования, - подчеркнул батюшка. - Они начинают больше читать, поскольку им задают разные вопросы, в том числе и каверзные. На эти вопросы надо искать ответы. И ещё такой немаловажный момент: консультанты являются прихожанами нашего храма, и одновременно могут найти приложение своим силам в служении ближнему. В наше время очень важно, чтобы каждый человек мог реализовать себя в рамках приходской жизни. Особенно это важно для молодых людей, которым хочется какой-то деятельности. Вот они в храме и занимаются такой духовно-просветительской работой. Считаю, что для них это замечательно.
Приходские консультанты давно стали неотъемлемой частью Свято-Казанского храма. У небольшого столика с соответствующей табличкой всегда есть люди. А значит, количество прихожан будет неуклонно расти.